Матрица персонального имиджа

Обычно педагоги в своей профессиональной деятельности занимаются созданием имиджа каждого отдельного ученика, насколько, конечно, позволяет регламент занятий. Как преподаватель индийского классического танца, на каждом уроке я занимаюсь формированием презентабельности моих учеников или, говоря научным языком, их персональным танцевальным имиджем.

Древний индийский трактат «Натья Шастра», посвященный искусству театра, музыки и танца, написанный в I-П веках до нашей эры, говорит о четырех аспектах, составляющих танец:
1. Ангика — прекрасно движущееся тело.
2. Ватчика — тело движется согласно ритму и размеру музыки или иллюстрирует текст песни.
3. Ахарья — оно одето в красивый костюм, украшенный «луной и звездами».
4. Сатвика — движения тела и лицо наполнены чувствами.


Это является имиджем в широком смысле слова. В первую очередь, ученики тренируют свое тело при помощи специальных упражнений. Физическая подготовка важный начальный период каждого танцора. Выполнение ритмических упражнений под счет и музыку развивает чувство ритма и связь с музыкальным сопровождением. Далее наступает время Сатвика. Это актерское мастерство и ему нужно уделять максимальное внимание. Исполнитель должен найти себя, найти свой образ, научиться перевоплощаться. Личной женской красоты и миловидности будет недостаточно. Язык тела, внутреннее состояние и выражение лица должны соответствовать идее танцевальной композиции. Без сценического опыта — это невозможно объединить, так как ситуация сильно влияет на внутреннее состояние исполнителя.

Когда танец выучен, и мы готовы к его исполнению, подберем костюм. Он будет соответствовать тому, что принято в данной традиции. На лицо наносится особый макияж. И только после трех или четырех выступлений танцор начинает чувствовать, что же он делает, как перевоплощается и ведет аудиторию за собой. Задача исполнителя увлечь зрителей, заставить их переживать вместе горе и радости героя.

Проблемой персонального имиджа является создание привлекательности: форму внешнего проявления себя, в которой наилучшим образом представлены для людей индивидуальные составляющие личностного достоинства субъекта общения.

Первым и очень важным в работе педагога является: доказать учащемуся необходимость послушно выполнять все требования. В этом конечно большую роль играет участие родителей и членов семьи. В своей работе, как педагог, я особое внимание обращаю на процесс настраивания ученика ответственно относиться к процессу создания своего имиджа, в противном случае никакие украшения, одежда, макияж, прическа не дадут должного эффекта. Я в шутку называю это — «идеологическая обработка». Главной составляющей этого процесса является формирование самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе. «Я-концепция» — это представление о себе. Человек должен любить и уважать себя и окружающий его мир. Мера проявления этого состоит в том, насколько это соотносимо с его уважением и любовью к людям, а людей к нему. Обычно это работает на принципе взаимности.

В книге «Abhinaya Darpana» Нандикешвары 3 века н.э. (англ. издание 1992г.) на станице 40 описаны качества, которыми должна обладать танцовщица и качества дисквалифицирующие ее. В первой группе это: стройное тело, красота, молодость, округлые груди, самоуверенность, остроумность; приятная внешность танцовщицы должна сочетаться со знаниями, когда начать и когда закончить композицию, имеющая большие глаза, которая может танцевать под живой аккомпанемент вокала и музыкантов, знающая талы, одетая в великолепный костюм, обладающая счастливым лицом и приятным голосом. Во второй группе автор выделяет десять качеств, которые запрещают женщине танцевать: с дефектами на глазном яблоке, с плохими волосами, толстыми губами и обвисшими грудями, которые очень толстые или очень худые, очень высокие или очень маленькие ростом, со сгорбленной спиной и без голоса.
Как свидетельствует практика, лицо, являясь зеркалом души, обладает двумя мощными имидж-факторами — это глаза и рот. Постановка «эффекта взгляда» и «эффекта улыбки» — обязательная работа по созданию индивидуального образа, ибо роскошные волосы являются естественным украшением, но потухший взор и «кислая» улыбка — немедленно испортят впечатление о человеке. Это наиболее сложный процесс. Жизнь человека отражена на его лице. Лицо — своего рода пособие по чтению людей. Этим занимается наука физиогномика. Она может помочь понять себя и сконструировать мимику— разнообразные состояния лица, многообразие его выражений. Но трудно бороться со сложной жизненной ситуацией, запечатленной во взгляде. Педагог может побеседовать, помочь выделить положительные стороны всего происходящего и сменить настрой.

Чаще всего женщины, которые и от бога, и от воспитания элегантны как в формальном, так и в неформальном общении обладают культурой поведения и общения, что является необходимым элементом, создающим образ танцора.
Невозможно обойти понятие «стрессоустойчивость» — это устойчивое самообладание, умение «держать удары», не подавать виду при неудаче. Эмоции должны контролироваться нравственной ответственностью за свое поведение, корреспондироваться с высоты собственного самоуважения. Опыт свидетельствует, что необходимо большое количество выступлений для воспитания спокойствия в любой экстренной ситуации. Эффективными являются также такие средства, как влияние чарующего взгляда, приятной улыбки, умение не сдаваться в сложной ситуации.

Главное — это научить танцора в любой экстремальной ситуации не терять самообладания и четкую ориентацию в просчете вариантов своих возможных действий.
Желаю вам успехов на творческом пути.
2016 г.

Лобач Виталина Ивановна
Педагог доп.образования
центра Романтик