Образовательная программа Одисси на 5 лет. В.И.Лобач

При копировании элементов программы просьба ссылаться на автора и оригинал.

Пояснительная записка.

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа по индийскому классическому танцу » Одисси»(далее Программа) сформирована на основе авторской программы педагога дополнительного образования Лобач В.И. «Одисси».

Данная Программа художественной направленности, является базовой; по форме организации — индивидуально-групповой; по времени реализации — пятилетней.

Актуальность Программы

Программа сегодня востребована со стороны детей и их родителей, потому что она формирует культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепляет здоровье ребенка, приобщает детей к общечеловеческим ценностям. Кроме того, в нее внесены изменения в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми документами.

Программа основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008).
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  5. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)
  7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844)
  9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
  10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825-13в/07).

Программа  создает условия для развития творческих способностей детей, учитывая их возрастные особенности, помогает учащемуся найти и укрепить свое место в обществе, посредством достижения душевного равновесия, удовлетворенности, самодостаточности и уверенности в себе, изучая танец и  культуру народов. В процессе обучения удовлетворяются индивидуальные потребности детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формируется культура здорового и безопасного образа жизни, укрепляется здоровье, происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Участие в концертах, праздниках и общественных мероприятиях учит правильно организовывать свободное время и способствует укреплению семьи через  активное совместное участие в программах родителей и детей.

Новизна и отличительная особенность

Новизна и отличительная особенность Программы по индийскому танцу состоит в том, что она является долгосрочной,  модульной  и состоит из 3 модулей:

  1. физическое развитие, развитие пластики тела, обучение танцевальному искусству, обучение элементам театрального мастерства.
  2. культурологическое воспитание, знакомство с основами индийского языка, формирование своей точки зрения,
  3. воспитание здорового человека, культуры безопасного образа жизни, любви к родине.  Воспитание культуры общения и ответственности через участие в коллективной деятельности.

Танец   или движения под музыку издавна привлекает к себе, особенно женскую половину населения. Он вызывает желание научиться гармонично двигаться в ритм музыки, создавая образы, радуя окружающих своей красотой.

Характерные особенности танцевальной культуры начали формироваться в далёком прошлом, это касается музыки, песен, танцев, одежды и даже причёски. Танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира, стремления гармоничному единству с природой. Танцевальные движения развивались вследствие имитации движений животных, птиц, жестов, отражавших определённые трудовые процессы. В результате обучения  ребенка индийскому танцу развивается позитивное видение и понимание мира, формируется толерантность, принятие многонациональности, формируется социально-активная позиция.

Дети, успешно освоившие Программу, могут перейти на обучение по углубленной программе «Классический Одисси».

Педагогическая целесообразность

Программа позволяет, учитывая возрастные особенности детей, одновременно производить физическое и духовное развитие личности. Используемые базовые элементы для обучения танцу были описаны в древней Индии в научном трактате «Натья Шастра», а затем в «Абхинайя Дарпана». В процессе обучения физические упражнения сочетаются с чтением древнего эпоса и сказаний, которые формируют кругозор и атмосферу в коллективе. Каждый месяц проводится беседа. Создаются условия для получения новой информации, предлагаются материалы для самостоятельного чтения и видеопросмотра.

Эффективным для развития детей является показ новой танцевальной композиции в исполнении старших учеников, что демонстрирует следующий уровень, к которому надо стремиться, а также исполнение танцев объединенной группой.  Преемственность поколений позволяет сохранить высокий творческий тонус и желание достичь следующего уровня.

Большую роль в обучении играет посещение концерта и выступление совместно с преподавателем и другими коллективами.

Цели Программы:

  1. Общекультурное развитие ребенка через духовно-нравственное, физическое и коммуникативное  развитие и формирование личности, посредством изучения основ общечеловеческой культуры.
  2. Обучение  пластике тела и основам танцевального искусства, основам индийского классического танца и выразительного мастерства, воспитание стремления к здоровому образу жизни и любовь к искусству народов мира.

Задачи программы:

1.Обучающие(предметные):

— ознакомление с древней культурой индийского народа;

— изучение истории народов через историю танцевального искусства;

— изучение двигательной возможности своего тела, через танцевальные приемы;

— обучение основам танцевального искусства;

— обучение основам театрального выразительного мастерства;

— обучение основам музыкального сопровождения танца;

— знакомство с основами древнего индийского языка санскрита, которые необходимы для обучения танцу.

  1. Развивающие(метапредметные):

— развитие физического тела ребенка и мышечной памяти,

— развитие воображения и образного мышления,

— развитие творческого внимания,

— формирование навыков самостоятельной деятельности,

— развитие навыков здорового образа жизни,

— формирование образного, пространственного мышления и умение выразить себя с помощью танцевального искусства.

  1. Воспитательные(личностные):

— формирование целостного видения мира;

— воспитание уважения к общечеловеческим ценностям;

— воспитание у детей нравственных чувств;

— воспитание уважения к культурам разных народов, формирование толерантности,

— воспитание трудолюбия, аккуратности и творческой активности,

— воспитание доброго отношения к педагогам и коллективу,

— развитие коммуникабельности,

— формирование целеустремленности и потребности в творческом развитии и самореализации.

— формирование адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.

В процессе обучения создаются условия для личностного развития учащегося, формируется позитивное восприятия мира, что позволяет выделить особо одаренных учащихся и дать им возможность быстрее подняться на следующий уровень образовательной программы.

Возраст детей :

дети формируются в группы по возрасту 8-10, 11-14, 15-18 лет.

Вхождение детей в программу возможно с любого возраста. Группы формируются с учетом физиологических и возрастных особенностей. Основной состав на первом году обучения — учащиеся начальной школы 2-4 классов 8-10 лет, на следующих  — 11-14 и 15-18 лет.

В процессе прохождения программы необходимо повторение пройденного материала, так как тело ребенка постоянно растет и изменяются его пропорции. Ребенок 8-10 лет сильно отличается от подростка. Регулярные физические специальные упражнения позволяют ощущать и контролировать меняющиеся размеры тела.

Ребенок учится грамотно и убедительно, не отвлекаясь, решать каждую поставленную творческую задачу.  Для этого важным методом обучения искусству танца  является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит принцип «уважения времени».  Например, работа не будет завершена, если мы «теряем время зря».

В возрасте  8-9 лет  ребенок активно вовлечен в учебную деятельность. В этом возрасте дети обычно посещают учреждения дополнительного образования, с удовольствием овладевают определенным кругом знаний. Они учатся учиться. Под воздействием учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.
Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Появляется круг друзей по интересам.
Обучение индийскому танцу, который, в первую очередь, является сольным, помогает подобрать танец соответственно возможностям каждого ученика, позволяет раскрыть его способности, соответственно его уровню, сделать танец доступным любому ученику. Иногда технические недостатки ребенка можно заменить его театральной выразительностью.  Необходимой задачей является выявление потенциала ребенка и создание условий для личностного развития ребенка и образование его круга интересов и друзей.

Дети 10-12 лет более активны, переполнены энергией, любят что-либо делать и чаще всего сначала делают, а затем думают. Для них необходимо поощрять уравновешенность и спокойствие и быть для них примером. Самоконтроль в танце, а так же возможность проявить и показать себя, помогают личности перейти от ребенка во взрослого и направить вулкан энергии в правильное русло.

После 13 лет действует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной и межличностной. Поэтому при встрече часто возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело — с подростком, юношей или уже взрослым человеком? Как правило — решается применительно к какой-то конкретной сфере деятельности.
Характерная черта ранней юности — «философствование» и формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В этот период формируются собственные взгляды и происходит поиск самоопределения.
Количество детей в группе первого года обучения не более 15 человек. Во второй и последующие года до 12 человек.

В группах занимаются дети разных возрастов. Часть тем они осваивают совместно, но часть тем необходимо рассмотреть индивидуально или в малых группах, соответственно возрасту и знаниям. Некоторые темы могут быть рассмотрены самостоятельно.  Для этого существует индивидуальная траектория прохождения программы. Так же возможно прохождение одного года программы за два календарных года. По результатам собеседования ребенок может поступить на второй уровень программы, при условии, что он посещал другие объединения, занимающиеся развитием пластики тела. По необходимости педагог выделяет индивидуальное время и дает домашнее задание, чтобы помочь с вхождением в программу.

Сроки реализации

Программа является базовой, пятилетней. Рассчитана на 216 часов в год.

Продолжительность периодов обучения является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются педагогом и высокими результатами выступлений на конкурсах и концертах(наличие дипломов). Первый год является вводным и направлен на формирование чувства ритма, развитие движений тела под музыку, выражение слов через движения( показ образов). Так же происходит знакомство с историей и мифологией, основами языка, понимание многогранности нашего мира. На втором и третьем годах обучения происходит развитие навыков, заложенных в первый период.  Четвертый и пятый год характеризует участие в творческих проектах и самостоятельную работу, сольное исполнение. По завершению Программы для одаренных детей предлагается более сложная программа «Классический Одисси».

В процессе реализации программы используются следующие формы занятий.

формы занятий:

  1. Учебное занятие (теоретическое и практическое),
  2. Коллективная, мелкогрупповая, индивидуальная, комплексная.
  3. Беседа,
  4. Лекция,
  5. Репетиция,
  6. Экскурсия,
  7. Концерт,
  8. Праздник,
  9. Мастер-класс,
  10. Проектно-исследовательское, самостоятельное,
  11. По изготовлению костюмов и реквизита(в классе и самостоятельно).

Занятия включают в себя организационную, практическую и теоретическую части. На третьем, четверном и пятом годах обучения форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную, студийную и мелкогрупповую, индивидуальную. Практическая часть занятия занимает основную часть.

Режим занятий

Занятия каждой группы проводятся три раза в неделю по два академических часа с игровым паузами и промежуточными беседами.

Занятия групповые и индивидуальные. В группах могут заниматься дети одного и разного возраста, особенно во время совместных постановок, репетиций или подготовки концерта.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Метапредметные:

  1. Стремление к здоровому образу жизни.
  2. Развитие гармонично развитой личности.

Личностные:

  1. Развитие физического тела ребенка,
  2. Развитие воображения, образного мышления и творческого внимания,
  3. Активная самостоятельная деятельность и целенаправленное и ответственное отношение к деятельности.
  4. Воспитание нравственности и уважения к культурам разных народов.

Предметные:

  1. Знание практического танцевального искусства.
  2. Знание основ театрального выразительного мастерства.

Способы определения результативности

Педагог проводит опрос или беседу во время занятия, ведет наблюдение, дает устные рекомендации.  Учащиеся выступают на отчетном концерте, участвуют в конкурсе. В конце учебного года проводится собеседование, интервью и итоговая аттестация.

Степень освоения программы оценивается по 5 позициям:

  1. Знание разминочных упражнений, умение выполнить их и самостоятельно провести занятие по разминочным упражнениям.
  2. Знание упражнений Чоук и Трибханги, умение их выполнить и самостоятельно провести занятие по упражнениям.
  3. Знание и умение показать Хасты для одной руки и для двух рук.
  4. Знание и умение показать танец под музыку и рассказать о его смысле.
  5. Принять участие в общей концертной программе в групповой композиции или сольно.

Ожидаемые результаты первого года обучения:

  1. Развитие интереса к искусству и стремление к творческому развитию в группе.
  2. Ребенок ознакомится с основами теории и истории искусства Одисси и изучит специальные жесты–хасты.
  3. Сформируется пластика тела.
  4. Научится слышать ритмические вариации.
  5. Разучит танцы первого уровня сложности.
  6. Разучит базовые упражнения(Чоук).
  7. Сформируется воображение и ребенок приобретет исследовательские навыки.
  8. Сформируются навыки самостоятельной работы,
  9. Разовьется внимание и аккуратность.

Ожидаемые результаты второго года обучения.

1.Приобретет общие знания по истории танца Одисси и некоторых моментов истории Индии, связанных с танцевальным искусством и с исполняемыми сюжетами.

  1. Появление своего стиля исполнения. Четкость, спокойствие, создание атмосферы индийского танца.
  2. Научится исполнять несложные ритмические вариации.
  3. Освоит базовые упражнения.
  4. Разучит традиционный классический танец.
  5. Получит опыт участия в концертной программе с изученными танцевальными номерами.
  6. Произойдет развитие навыка сольного исполнения.
  7. Появление стиля общения в коллективе и стиля отношения к процессу обучения.

Ожидаемые результаты третьего года обучения.

        1. Знания по истории и культуре Индии.
        2. Научится создавать настроение в танце. Свой стиль и манера исполнения..
        3. Совершенствование исполнения упражнений.
        4. Знание и исполнение основных программных танцев. Научится использовать возможности сцены.
        5. Участие в концертных программах, конкурсах.
        6. Образование танцевальной группы — объединения с общими интересами и дружескими отношениями.
        7. Желание к творчеству. Творческий подход к новым постановкам на темы изученных танцев.
        8. Использование в школе знаний и умений по индийской культуре и танцу.

    Ожидаемые результаты четвертого года обучения.

          1. Освоение более сложных танцевальных композиций.
          2. Творческая работа во время новых постановок.
          3. Использование зрительной и мышечной памяти.
          4. Поисково-исследовательская работа: подготовка лекционного мате-         риала и использование теоретического материала на других занятиях.
          5. Инструкторская работа с младшими воспитанниками.
          6. Участие в концертных программах. Научится владеть аудиторией.

Ожидаемые результаты пятого года обучения.

  1. Освоение новых танцевальных номеров более сложного уровня.
  2. Овладение не только техникой исполнения, но и контролем эмоций.
  3. Активное творческое участие в работе коллектива.
  4. Участие в хореографических постановках коллектива.
  5. Наставничество.
  6. Участие в концертных программах.

Главным результатом образовательного  процесса является самостоятельное, индивидуальное исполнение танца, перевоплощение соответственно сюжету. Учащиеся принимают участие в концертных программах и конкурсах, соответственно своему уровню и возрасту.

Наибольшей результативности достигают дети, чьи родители регулярно интересуются их успехами, соглашаются с поездками детей на лекции и концерты и ездят с ними сами, поддерживая молодых исполнителей.

Способы определения результативности

Опрос, беседа, наблюдение, консультирование. Учащиеся выступают на отчетном концерте, участвуют в конкурсе. В конце учебного года проводится итоговая аттестация.

Степень освоения программы оценивается по 5 позициям:

  1. Знание разминочных упражнений, умение выполнить их и самостоятельно провести занятие по разминочным упражнениям.
  2.  Знание упражнений Чоук и Трибханги, умение их выполнить и самостоятельно, провести занятие.
  3. Знание и умение показать Хасты для одной руки. Провести занятие.
  4. Знание и умение показать танец под музыку, объяснить его смысл.
  5. Принять участие в общей концертной программе в групповой композиции и сольно.

Список литературы.

Список литературы к данной программе:

        1. Эстетическое образование: дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования. Под редакцией Док.пед.наук проф.РАО А.Я. Журкиной. М 2004. Программа по индийскому классическому танцу Одисси. Лобач В.И.
        2. ««Одисси. Учебное пособие». Виталина Лобач 2011
        3. Ритмы радости».Лила Самсон. N.D. 1987
        4. «Индия». N.D. 1987
        5. «История Индии». К.А.Антонова, Г.М.Бонгард- Левин, Г.Г.Котовский, Москва, 1979

4.»Abhinaya Darpanam». Nandikeswara.Culcutta.1992

  1. «Temple Legends of Odissa». Cuttack. 1989
  2. «Мудры для начинающих», М.Кюне, М. 2001.
  3. «Para и ее место в индийской музыкальной культуре» Н.Черкасова, М.1993 г.
  4. Odissi. Anindian Classical Dance Form. P.M.Mohanty Hejmadi
  5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва. Просвещение. 1986 г.

Литература, рекомендованная для родителей и учеников.

  1. «Колесница Джаганнатха» Н.Рукавишникова.
  2. «Три великих сказания древней Индии» М.1978.
  3. «Мифы и легенды древнего Востока» Немировская . М.1994.
  4. «Мифы древней Индии» Туркевич, С-П, 1997.
  5. «Индийский танец – искусство преображения»,. С.И.Рыжакова
  6. «Древние цивилизации», М. 1989.
  7. Энциклопедия для детей. Религии мира. Т.6, М.1996 г.
            1. 9. «Наставление в искусстве театра» Капила Ватсьяян. Москва. Восточная литература РАН. 2009 г.
  1. Серия «Рассказы о странах Востока»:
  • Салтыков «Письма об Индии» М. 1985.
  • Гусева Н.Р. «Многоликая Индия»,М.1987.
  • Гана Прейнгальтерова «Мои бенгальские подруги», М. 1984.
  • В.Я.Ивбулис «Моя золотая Бенгалия» , М, 1988.
  • Ян Марек «По следам султанов и раджей». М. 1987.
  • М.Н.Шринивас «Запомнившаяся деревня» , М.1988,
  • Душан Збавитель «Одно жаркое индийское лето», М. 1986.
  1. «Не счесть сокровищ..»Н.М.Корабельник, Е.Н.Палий. М.2004
  2. «Драма и ритуал в древней Индии» Н.Р.Лидова. М.1992
  3. «Индуизм» М.Ф.Альбедиль. С-П. 2000.
  4. «Джаганнатха».Сборник статей. М.2003.
  5. «Загадки древних времен» А.Волков. М.2006.
  6. Журналы: Индийский вестник, Индия.

Музыка для прослушивания и видеозаписи.

      1. методические разработки, комплекс упражнений в пособии по индийскому танцу Одисси. Лобач В.И. 2011.
      2. Индийские мелодии в современной обработке.
      3. Классическая музыка: Рави Шанкар, Вилаят Кхан и др.
      4. Видеозаписи с концертов известных танцоров.(на СД и в интернете).
      5. Европейская и русская классическая и современная музыка.
      6. Мультфильмы об Индии.

При копировании элементов программы просьба ссылаться на автора и оригинал.