Одиша

Историю танца Одисси невозможно представить без истории народов, проживавших на этой территории. Одисси возник в далекой древности в штате Одиша (Орисса) на Восточном побережье Индии. Современное название Орисса, Одисса или Одиша — это со временем измененное санскритское название — Одра Деша, бывшее названием местности Одрас, включавшей в себя территории, известные под названиями Калинга, Уткала, Тосали, Кангода, Одра или Одда, Дасарна и Косала (очевидно южная Косала). Со временем эти названия потеряли свою значимость, и названия Уткала и Одра (Удра) постепенно стали применять для обозначения всей прибрежной части Ориссы и, в конечном итоге, к целой народности, говорящей на языке Ория. В 7 веке нашей эры древняя Одра Деша или Одраштра стала известна как Одра Вишайя, а в 11 веке н.э. она приняла пракритскую форму Одда Вишайя, которая, с постепенными фонетическими изменениями (Одда Вишайя — Одависа — Одвиса — Одисса) , в 14 веке н.э. стала известна как Одисса.

Одра — название народности и места их проживания, было известно с давних времен. Они очень часто упоминаются в таких произведениях как «Рамаяна», «Махабхарата», «Ману Самхита», «Натья Шастра» Бхараты, а также в различных Пуранах и других религиозных текстах Древней Индии. В Рамаяне Одры упоминаются как народность. Считается, что Одры были самыми ранними ариями, поселившимися в этом регионе. Они были описаны в трудах Ману как Вратиас, которые находились в состоянии упадка и были лишены привилегированного положения за несоблюдение религиозных обрядов, и были помещены на одну ступень с Поундрами и Дравидами. Возможно народу Одра пришлось искать компромисс с могущественными Калингами, которых они завоевали, и Дравидами, проживающими на прилегающих территориях. В течение значительного периода времени они продолжали жить вместе, что привело к смешению некоторых особенностей их культур. Однако, как утверждают Ману, первоначально Одры были Вратиями, т.е. ариями, которые не вошли в паству ведических арий. Исторически доказано, что они были известны как доблестные и умелые воины, Кшатрии. Следовательно, их вступление в Калингу и последующее образование королевства Одра было для них легкой задачей. Они выгнали племена — ранее населявшие эти земли в холмистые районы вдалеке от прибрежной полосы, и, поселившись на плодородных равнинах и в бассейнах рек, стали успешными земледельцами.

До сегодняшних дней Ода часа или Одия является важным сельскохозяйственным районом штата. И даже занимаясь земледелием, они не отказались от использования военных навыков, продолжив практику ведения войны в мирное время. В то время, как Одры мирно жили на равнинах, другая группа Ариев, возможно, Уткалы, вторглась на их землю. Одры, отдавшие предпочтение земледелию, в конце концов потерпели суровое поражение, и были вынуждены искать убежище в гористых районах западной Ориссы. Но, куда бы они не уходили, их по-прежнему называли Одра Деша. Их новое место поселения, современный Джейпор в Ориссе, Бастар и Райпор в Мадхья Прадеш, стало известно как Одра Деша. В Махабхарате есть упоминание о преподнесении Пандавам бивней слонов царем этого региона. В Рагху Вамса, Калидаса заставляет Рагху пересечь реку Каписа по мосту из слонов, и затем идти дальше к Калинге под руководством короля Одра. В «Brihat Samhita of Varaha Mihir», работе середины 6 века н.э., есть упоминание Ориссы в связи с эффектом затмения при особом стечении обстоятельств.

До начала 12 века разные части современной Ориссы управлялись различными правящими кланами, известными как Чеди, Сайлодбхавы, Бхумакары, Нанды, Тунги, Бханджи, Сомы или Кесари, Калачуры и другими. Затем к власти пришли величественные Ганги, объединившие всю Ориссу.

Чодагангадева был самым сильным и могущественным царем своего века в юго-восточной Индии. Он управлял огромным королевством, простирающимся от реки Годавари до берега Хугли с 1078 по 1147. Он был не только великим завоевателем и умелым правителем, но также и покровителем религии, религиозных институтов, искусства, архитектуры, литературы. Он построил знаменитый храм Джаганнатха в Пури. Это могущественное здание стало центром культуры, цивилизации и религии целого народа, говорящего на Ория. Оно дало начало новому культу Джаганнатха. Величественный клан Гангов, находившийся у власти с 1078 по 1434 г.г.н.э. внес огромные изменения в политическую, социальную и культурную жизнь страны, построил великолепные храмы, покровительствовал искусству, литературе и религии. Нарасимха 1, принадлежавший к этой династии, построил огромный храм в Конарке в середине 13 в.н.э..

Ранее уже было упомянуто, что основным занятием народа Одры были война и возделывание земли. Когда вся Калинга образовала королевство могущественных правителей Ганга, расширивших свою территорию от реки Ганги на юг до реки Годавари, Одры составили значительную часть их огромной армии. Письменные источники говорят о том, что армия правителя Чодаганга состояла из пехоты и большого количества слонов. Пехота состояла из народа Одры, которые завоевали Уткалов и вернулись на свои прежние земли.

Бхойс, который был правителем Ориссы в 16 веке, поселил Одров в районах, окружающих их столицу. Позднее они стали известные как Ода Часа (Одра земледелец) и Ода-Райка (Одра пехота).

Со временем племена Одра и Уткала стали объединяться, после чего началось постепенное слияние Уткалов и Калингов в один народ.

Возможно, они являются наиболее ярким примером объединительного процесса, который неоднократно происходил в индийской цивилизации. В разные периоды истории различные народы и племена приходили на эту землю и поселялись на ней. С ними в стране появились разнообразные религиозные верования, объединенные в конечном итоге в одну — Джаганнатх Дхарма (религию Джаганнатха).

Джаганнатх- главное божество этой местности символизирует объединение более 20 религиозных и культурных направлений. Он претендует на звание бога Саваров. Савары — более 1 миллиона жителей Ориссы считают, что они являются самыми ранними поселенцами в Ориссе и, по их словам, старый Saora заботился о статуе Джаганнатха до того, как ее поместили в великий храм Пури, где она сейчас и находится. Эта легенда также упоминается в Пуранах.

Некоторые источники описывают Джаганнатха как буддистскую статую, некоторые как Джайна Тиртханкара и Чайтанья. Великий пророк Вайшнавайт называл его реальным воплощение божества Вишну. Священники в храме Джаганнатха могут принадлежать как к браминам так и не к браминам. Этот храм принимает тысячи паломников со всей Индии. По территории современную Ориссу можно сравнить с Англией и Уэльсом, которые вместе немного меньше, чем территория штата, которая составляет 155707 квадратных мили (9-е место среди штатов Индии). Население Ориссы более 36 707 000 (11-е место среди штатов, данные 2001 г), из которых 33% коренных племенных жителей.

Крупнейший город и административный центр — Бхубанешвар. Это страна чудесных лесов, голубых гор, извилистых рек, бурлящих потоков и плодородных равнин. Она занимает огромную прибрежную линию Бенгальского залива. На восточном побережье Центральной Индии Орисса образует область, интересную с точки зрения географии, культуры и истории, т.к. в течение веков она находилась под влиянием, как севера, так и юга. Таким образом, она является местом соприкосновения 3 культур: Indo-Arian, Dravidian и Munda, которые соответствуют трем этно-лингвистическим характеристикам населения.

Длительное взаимодействие этих культур дало Ориссе ее собственную жизнь, которая помогла религии и культуре развиться и приобрести самобытные черты, а архитектура, скульптура, танец, музыка, изобразительное искусство приобрели свою собственную неповторимость. По сравнению с другими регионами Индии, традиции в Ориссе сильнее и ярче выражены. Это произошло из-за того что, в процессе объединения Индии, племенное искусство, религия и культура Ориссы способствовали процессу национальной ассимиляции и синтеза.