Шиваизм и Одисси

Шиваизм как религия, как утверждают исследователи, появился четыре тысячи лет назад. Предполагается, что шиваизм способствовал формированию определенной традиции в искусстве, под влиянием которой строились храмы и создавались скульптурные изображения. Неизвестно, когда и каким образом шиваизм был привнесен в Ориссу, но мы имеем доказательства существования этой религии в Ориссе уже начиная с 4 века н.э. Образ Натараджа — короля танца, упоминается в  надписи из 13 строк в деревне Асанпат в районе Кеонжара. Надпись восхваляет Сатру Бханжа, правителя династии Бханжа, который строил храмы, посвященные Шиве. Изображение танцующего Шивы IV века н.э., представляет собой обнаженную фигуру с восемью руками. В двух верхних руках Шива держит змея, еще две руки играют на вине, одна держит тришулу (трезубец), одна — akshya mala, одна — damaru (барабанчик), а еще одна рука сложена в патака-хасту, означающую освобождение.

Династия Сайодбхава правила в Кандога Мандата, прибрежных районах Центральной и Южной Ориссы с 570 г. н.э. до 675 г. н.э.  Данный период сыграл значительную роль в религиозной жизни Ориссы. Во всех документах правящей династии, созданных в эту эпоху, Шива упоминается в первых строках как высшее божество. Сайодбхава были разгромлены войсками Харша Вардхана, который вторгся в Кандогу в 643 году н.э. После смерти Харши независимость династии была восстановлена, но династия Кара(или Бхаума), из Уткалы набирала силу и власть, и в конце концов Сайодбхава были вынуждены покинуть Ориссу. Они создали на полуострове Малайя (современная Индонезия) и в Ост-Индии свою империю, приняли буддизм и стали называться династией Сайлендра.

Несмотря на то, что время возникновения шиваизма в Ориссе неизвестно, скульптуры ранних шиваистских храмов, построенных в период правления Сайодбхава, свидетельствуют о распространении секты Лакули. Лакули изображается на фасадах зданий один или с двумя-четырьмя учениками, сидящими на лотосах, вырастающих из лотоса, на котором стоит их учитель. Посвященному предписывается танцевать и петь, стоя к югу от изображения Шивы, обратив лицо к северу. Таким образом, мы обнаруживаем, что наряду с архитектурой и скульптурой, искусство танца также было теснейшим образом связано с шиваизмом.